Святитель Николай Чудотворец
Дата: 2013-12-20
Автор: Ktara
Два в одном?
Каждый год 19 декабря весь христианский мир празднует день Святителя Николая. Мы знаем, что это самый добрый святой, он дарит подарки детям… Вот, пожалуй, и все, что мы знаем и об этом празднике, и о самом святом.
На самом деле Николаев было двое! Это действительно существовавшие исторические личности. Просто в какой-то момент произошла путаница и частичное слияние двух жизнеописаний. Почему? Все объясняется достаточно просто – оба Николая уроженцы одной местности, оба причислены к лику святых, и оба являются чудотворцами.
Попробуем разобраться, кто есть кто.
Вряд ли нам сейчас, спустя много веков, удалось бы выяснить не только кто из Николаев кто, но и то, что Николаев было два. В том, что истина установлена огромная заслуга архимандрита Антонина Капустина, скрупулезно восстановившего жизнеописание обоих святых.
Итак, давайте внесем ясность. Первый Святитель Николай – Николай Мирликийский, живший в IV веке, во времена правления римского императора Константина, в Ликии. Второй – Николай Пинарский. Он жил в VI веке в той же Ликии (территория Анталии в современной Турции). Его жизнь пришлась на время правления императора Юстиана I, при котором Николай Пинарский стал архиепископом. Некоторые жизнеописания этого святого, датированные VI в. сохранились до наших дней.
Николай Мирликийский служил в Мире (нынешний город Демре). И именно о нем идет речь в «Деяниях о стратилатах». А вот паломничество на Голгофу совершил Николай Пинарский, так как во время Николая Мирликийского храм Вознесения Господня еще не был построен.
Путаница произошла даже с родителями Николаев. Вовсе не Мирликийский был сыном Феофана и Нонны, людей не бедных по тем меркам, а Пинарский!
Точной даты смерти Николая Мирликийского, к сожалению, установить не удалось, слишком много времени прошло, и слишком большая путаница в биографии. Единственное, что удалось восстановить, это год, да и тот примерно – около 345года. А вот дата смерти Николая Пинарского известна – умер он в декабре 564 года. Именно этому посвящен день поминовения, больше знакомый нам, как «зимний Николай». Соответственно и Рождество Святого Николая, празднуемое 11 августа, относится к Николаю Пинарскому, а не Мирликийскому.
Есть и еще один день в году, посвященный Святому Николаю – 22 мая. Это день прибытия мощей Николая Чудотворца в Бари. Но и в этой истории не все так просто и однозначно.
Святитель Николай (ни один из них) вовсе не завещал переносить собственные останки куда-либо. Дело в том, что в XI веке и Венеция, и Бари мечтали любым способом заполучить мощи святого, покровителя мореплавателей. И вот в 1087году, на пути из Антиохии в Бари, корабль барийцев зашел в Миры. На тот момент людей в городе почти не было, после недавнего нападения сельжуков. В самом храме моряков встретили лишь четверо монахов, которых угрозами заставили указать место нахождения святых мощей. Когда гробница была вскрыта, в спешке и не очень аккуратно, один из моряков провалился в нее, повредив при этом мироточащие кости скелета Святителя Николая. Все в той же спешке, были собраны уцелевшие останки. Примерно четыре пятых всего. Отряд барийцев успел покинуть город, пока на помощь монахам не пришли горожане.
Впрочем, не смотря ни на что, время показало, что только благодаря всему произошедшему, мощи святого Николая не были утрачены во времена Османской империи.
А лет через десять, венецианские крестоносцы высадились в Мире, с той же целью – забрать святые мощи. История повторилась, как под копирку. Гробница с остатками мощей снова была вскрыта. Мощи были собраны, но их было слишком мало. Крестоносцы не придумали ничего лучше, чем разбавить мощи святого любыми другими костями, среди которых могли оказаться женские и даже детские останки.
Так что, как мы видим из реальных исторических записей, торжественного перенесения мощей не было ни в первом, ни во втором случае.
Кто же дарит подарки?
Но кто же из двух Николаев дарит подарки? И откуда появилось подобное мнение?
Все дело в том, что существует предание, будто бы жил во времена святого Николая человек, у которого было три дочери на выданье. А в те времена, якобы, существовала традиция – если за девушкой нет приданого, ее не возьмут замуж. А значит ей прямая дорога торговать собой. Отец этот был очень беден и не мог дать приданого даже одной дочери, где уж взять троим. Узнав об этом, святой Николай решил не допустить грехопадения девушек, не позволить их отцу загубить собственную душу. А, поскольку , сам Николай унаследовал от родителей приличное состояние (что вероятнее всего действительно было ), то и взялся обеспечить приданое девушкам. Но человеком Николай был скромным, а потому три ночи подряд забрасывал в окошко бедного дома по золотому слитку, чтобы не афишировать своего участия. Ибо делал он это не похвалы ради.
Исходя из вышеизложенных фактов, и этой легенды, можно предположить, что подарки дарит Святитель Николай Пинарский. Ведь он действительно был сыном не бедных родителей, и все имущество, полученное в наследство, отдал на благотворительность и нужды церкви.
Понравилась статья? Покажите её друзьям.
Может быть интересным:
Самое читаемое:
Последнее по теме:
Оставьте свое мнение в комментарии:
Добавить комментарий:
Появится после модерации админом!
Навигация: